Как обычно, заморочившись высокими материями, перестаем обращать внимание на простые и очевидные детали: я на это место посмотрел тысячу раз, и подумал еще, что наработка на валу от сальника довольно заметная... Но то, что сальник был сильно глубже и не доставал рабочим пояском до наработки миллиметров пятнадцать, меня почему-то не смутило : ) Короче, по какой-то причине он уехал внутрь, выйдя за пределы полки на передней крышке, в которую он запрессовывается. Далее на валу утолщение, в него-то сальник и уперся. Между передней крышкой и сальником образовалась щелочка, через которую за пять минут, на которые я заводил мотор для проверки сальника, холодное масло не успело показаться, а разогретое и разбрызгиваемое шестеренками исправно лезло наружу, попадало на демпфер, и разлеталось далее во всех направлениях. Вот и разгадка, кто там обильно смазывал генератор и правую сторону мотора.
Пришлось потратиться на ремонт генератора. От долгих купаний в масле ему стало совсем плохо, особенно паршиво выглядела подгоревшая обмотка. Итог: 9000 р. за замену обмоток, подшипников, коллекторных колец и щеток. И вот приятная мелочь: мастер не поленился и сходил с генератором в автомастерскую по соседству, где аргонщики аккуратно и бюджетно (600 р.) восполнили выломанный кусочек из уха:
Разумеется, по отверстию пробежался разверткой и вставил в него металлическую втулку, отсутствие которой, видимо, и стало причиной поломки уха.
Нравится мне такое отношение к клиентам, ну а с учетом того, что за пару десятков обращений в эту контору накосячили ребята лишь один раз, недотянув болты на стартере, возьму на себя смелость рекомендовать
Генстар клубням.
Мелкие приятности на десерт: посредством импровизированного токарного станка была запилена из старой аммортизаторной втулки пролюбленная кем-то из прежних хозяев Бычка опора корпуса воздушного фильтра:
На этой доброй ноте работы на правой стороне мотора закончились, перемещаемся к переду. Болтающийся передний сальник был заменен на новый, для чего пришлось снимать переднюю крышку. Замена прошла почти удачно: течка по сальнику прекратилась, но при пробном запуске потекло из-под крышки, так как я пожадничал герметика, на который крышка устанавливается. Процедуру пришлось повторить, и со второй попытки течки по переду мотора прекратились.
Далее наступил черед вакуумной помпы и насоса ГУРа, обитающих на моторе слева. Вот этот узел:
С ними пришлось повозиться. Первым делом на отмытом корпусе помпы обнаружилась небольшая трещина, причем, в довольно нагруженном месте, и оставлять ее совсем не хотелось. Объехав всю округу, найти аргоновую сварку не удалось, и, чтобы не тратить время, деталь была позаимствована у Швана : ) Отмыл все потроха, поменял уставший сальник, скрутил помпу и насос ГУРа вместе, покрутил вал… а он прокручивается, но с трудом. Буквально случайно обратил внимание на странное положение головок болтов, стягивающих половинки корпуса помпы. Смотрите, вот незатянутый болт:
А вот затянутый:
Настолько неожиданный баг, что я не заметил при первой сборке. Не знаю, британские ли конструкторы додумались до такого, или технологи забыли добавить одну операцию по обработке детали после литья, но мне такое решение совсем не понравилось, пришлось немного доработать плоскости:
После доработки вал закусывать перестало и узел был установлен на машину. Когда вешал назад трубочки и шлангочки, нечаянно обнаружилась причина невнятной работы заслонок печки: была перетерта до сквозной дырки трубка, снабжающая машину вакуумом.
Ну и напоследок - из серии "очевидное - невероятное" : ) По ходу пьесы попался мне вот этот девайс, напоминающий с виду какой-то датчик:
Болтался он между бачком с омывайкой и левым аккумулятором. Уж куда я только не пытался его присунуть, насколько хватало длины проводов, но подходящего отверстия так и не нашлось. Разгадка нашлась неожиданно, когда я полез на Ибэй, чтобы прицениться к новому кронштейну аккумулятора взамен моему, у которого зачем-то выпилили кусок передней стенки. Это типа подсказки : ) Угадаете, что это за датчик?
Оказалось, это датчик температуры АКБ! Завязан на зарядку АКБ. Никогда раньше не встречал подобной штуки, и не пойму, как эта система работает, ведь на температуру батареи влияет не только интенсивность зарядки, но и температура окружающей воздуха, которую также необходимо принимать во внимание.
В мотор было залито свежее масло, в новый радиатор – свежий антифриз. Емкость систем впечатляет: масла влезло без малого 10 литров (10,4 по мануалу), антифриза – чуть меньше 20 (22,7 по мануалу) : ) Разбухший от масла и стремительно лысеющий старый приводной ремень заменен на оригинальный новый.
Наконец-то победил давно не дающую покоя проблему: между интекуллером и впускным коллектором вместо оригинальной алюминиевой трубы прежним хозяином был установлен кусок пластиковой канализационной, происхождение и назначение которой безошибочно выдавал серый цвет. В сочетании с модными силиконовыми соединительными патрубками – полный отпад. Вот это безобразие, справа:
По диаметру-то почти то, что надо - 75 мм. вместо оригинальных 3 дюймов, но вот при затяжке хомутов труба начинала мяться, и уверенности в том, что турбина дует в мотор, а не мимо, не было. Богомерзкий пластик был заменен на благородный алюминий. До кучи был восстановлена вакуумная линия на круиз-контрол, переложены и закреплены кое-какие провода и трубки, и под капотом образовался почти полный порядок:
Прядок почти полный потому, что потрахивает мозги дуэт ГУРа с гидробустером. Непонятки с этой сладкой парочкой наблюдались с самого начала: еще зимой при запуске мотора насос, питающий обе системы, начинал противно, будто мало масла, жужжать, но через некоторое время звук пропадал. Уровень жидкости был нормальный, а вот сама жижа была совершенно черной и по консистенции напоминала
жидкое говно кефир. На новом масле жужжание пропало, но если на стоящей машине покрутить руль и одновременно нажать на тормоз, руль периодически становится дубовым. Кроме того, потеет маслом шток, соединяющий гидробустер с педалью, и при рулежке сопливится выходной вал редуктора ГУРа. Но спешить не буду: новое масло какое-то супер-пупер: и течки лечит, и вообще, т.ч. надо покататься. Вдруг вылечится само!? : )
Пока сопли из редуктора ГУРа впитывает в себя тряпочка, намотанная на стабилизатор и закрепленная двумя хомутиками : )
Помимо перечисленного, разумеется, непрекращающийся список всяческой мелочевки: надо как следует закрепить аккумуляторы, чтобы не болтались на колдобинах; заменить минусовую клемму правой батареи, до которой зимой руки так и не дошли; что-то придумать с утеплителем капота, который преимущественно живой, но в одном месте соскочил с крепления и протерся о правую АКБ; там подтянуть, сям подкрасить, и т.д. и т.п. Есть куда руки сунуть : )
Практически случайно обнаружился источник препротивнейшего стука где-то спереди слева: из-за незатянутого болта разболталось нижнее крепление амортизатора. В процессе болтания металлическая втулка амортизатора подъела тело болта:
Как следует затянутый новым болтом амортизатор с замененными резиновой и металлической втулками грохотать перестал.
Еще удалось сэкономить добрую сотню долларов, починив салонное зеркало. Какая-то сволочь насильственным образом вырвала кронштейн с шариком из дистанционной стойки, и, чтобы восстановить деталь, надо было вставить шарик назад и завальцевать кромки стоки:
Молотком обстукивать бесполезно (проверено!), пришлось изготовить оправку. Все просто: торцы обрезка трубы обстукиваются вовнутрь и трубка распиливается вдоль на две половинки. Получается этакая формочка из двух частей. Далее объяснять не буду, все видно и понятно на фото:
К слову, зеркало какое-то умное, самозатемняющееся, и в него втыкается фишка на три контакта. Фишка отсутствовала, лишь из-под обивки потолка торчали три проводка. Пока паял проводки – прожег, болван, дырочку в ткани водительского козырька. Очень обидно.
Чтобы загладить перед Бычком вину, решил привести ему в порядок морду.
За долгие годы фары и поворотники Бычка изрядно пообтерлись и взгляд у него стал мутный, как у алкаша. Тут все просто: спиливаем регулировочные сосочки и вышкуриваем пластик, начиная с грубой наждачки с зерном 140 (если не сильно затерто, то можно и понежнее) и заканчивая зерном порядка 1500. Далее тряпочка или круг полировальной машины, тут уж кто чем богат, полироль, и доводим поверхность до зеркального блеска. Разница огромная, как по виду, так и по качеству света, замечено еще по аналогичной процедуре на Каприсе. С качественными лампами и после регулировки американский свет становится не таким уж и паршивым. Собсна, отполированная фара рядом с неотполированной:
Далее наступила очередь переднего бампера, который стоял криво по всем координатам, да так, что обрамление правого очка в бампере и правая противотуманка терлись об радиатор кондиционера, что причиняло боль мне и заметные потертости деталям. Кроме того, безобразно топорщились верхняя и нижняя пластиковые накладки, верхняя, к тому же, была пришпилена на два колхозных самореза. Прекрасная машина должна быть прекрасной во всем, так что за дело! Тайна кривого бампера оказалась за восемью печатями в виде восьми изрядно закисших болтов, скрепляющих железку бампера с кронштейнами. Особый геммор, и им наверняка страдали владельцы траков и «квадратов» – болты с сферической головой и квадратом у основания, который, по задумке инженеров, должен удерживать болт от проворота. При сборке новой машины – да, но при разборке б/у квадрат слизывается, и начинается пляска с горелкой, сваркой, зажимными клещами и прочими орудиями инквизиции. За полдня осилил, и взору предстали кронштейны с подозрительными треугольными
отверстиями дырками явно рукотворного происхождения. Как раз посредством этих дырок бампер и был сикось-накось прикручен к раме. Колхоз неизвестной этиологии, к тому же без продольной и вертикальной регулировок. Погуглив, выяснил, что кронштейны у меня какие-то подозрительные: по конфигурации «мои», а вот дислокация отверстий, причем, два из них – явно заводского происхождения, оригиналу несколько не соответствует. По ходу пьесы выяснилось назначение двух пластин с двумя закладными болтами на каждой, доставшихся мне сухпайком вместе с Бычком. Эти пластины четко вошли в «бамперные» отверстия на раме, и изначально жили там. Прежний хозяин говорил, что ему Додж достался с силовым бампером, который он заменил на стандартный, что вполне объясняет причину всего этого безобразия Повертел я эти железяки так и сяк, поприкладывал к раме и бамперу, еще раз сверился с оригиналом и доработал отверстия так, чтобы отныне и навеки бампер крепился с помощью этих самых пластин. Размечаем, сверлим…
… пилим, завариваем отвратительную треугольную дырку, готово:
Теперь бампер можно двигать вперед и назад сколько влезет:
Как-то так и должно быть в родне, с той лишь разницей, что в оригинале подвижки вперед-назад не заложено:
А благодаря аналогичным оригинальным отверстиям на раме теперь бампер можно еще и вверх-вниз двигать:
Изнутри начавший было ржаветь бампер был тщательно вычищен и задут Тектилом МЛ. Очень нравится мне этот состав! Не сильно вонючий, пропитывает и консервирует оставшиеся каверны с ржавчиной, и далее за пару часов подсыхает до состояния гуталина, но остается полупрозрачным, благодаря чему позволяет контролировать состояние металла, в отличие от составов а-ля битумная мастика, которые, засохнув, становятся отличной маскировкой для махровой гнили. Правда, для днища и арок не годится, но вот для скрытых полостей и мест типа нутрянки бампера – самое то!
Снаружи бампер был отмыт и отполирован. Кстати, рыжий ореол вокруг точек ржавчины на хроме, а равно как и небольшие точки отлично снимает металлическая мочалка для мытья посуды типа этой:
Главное - не торопиться и сильно не давить, иначе на хроме могут остаться мелкие царапинки.
С пластиком пришлось повозиться. Добрая четверть клипс была поломана, а некоторые выжившие рады бы защелкнуться, но благодаря ээээ.... недосмотру конструкторов, при всем желании этого сделать не могли, так как не доставали кромками до края отверстия из-за того, что само отверстие зачем-то оказалось в сферической проштамповке, на фото справа:
В итоге выжившие клипсы были рассредоточены по верхней и нижней накладкам в наиболее оптимальном порядке, но помимо клипс нижнюю накладку в четырех местах пришлось закрепить посредством декоративных нержавеющих болтов. Нижняя пара вписалась идеально, а вот те, которые по краям, несколько портят вид... Не очень доволен результатом, но других способов решения вопроса не нашел.
Вот что было:
И вот что имеется теперь:
Сбоку провисший бампер особенно отвратительно смотрелся, такое впечатление, что Додж чем-то опечален:
А теперь заулыбался : )
Вообще, есть мысль замутить бампер, как у почтенного предка моего Бычка: